ДЛЯ ЧЕГО СТРАДАНИЯ?
– о. Роман, вы говорите, вторую часть люди не слышат, скажите, так для чего страдания?
– Вот «для чего?» – вопрос очень сложный. Потому что этот вопрос в первую очередь к Богу. Но в то же самое время в церкви есть много-много объяснений тому, почему человек терпит скорби.
Первое мнение и первое объяснение – оно отражается и в Евангелии. Это о том, что человек терпит скорби по каким-то своим проступкам. Довольно частая и распространенная точка зрения – по грехам. На этом люди и останавливаются. Вот им сказали по грехам, они махнули головой и пошли дальше, и думают, что это все по грехам. Но на самом деле Господь объясняет наличие страданий в жизни человека еще некоторым рядом факторов – это первое.
Второй момент, страдания могут быть для того, чтобы человек что-то осознал. Потому что, преодолевая, в глубине боли, в глубине страдания, человек становится другим. Я думаю, каждый, смотря на себя, на свою жизнь, может понять: то, какими родители были до начала сложной ситуации болезни и сейчас – они совсем другие. Восприятие мира совсем другое, и людей, и реальности, и ценностей… И бывает так, что нам какие-то преодоления необходимы для того, чтобы стать другими. Потому что иначе мы не изменимся.
Третий момент, почему страдания могут быть – для того чтобы, преодолевая эти страдания, мы стали для кого-то мотиватором, то есть тем человеком, который сможет своим образом преодоления, своим образом жизни зажечь еще в ком-то возможность преодолевать. И такие ситуации мы тоже видим, и знаем, когда человек в тяжелой ситуации посмотрит на другого в такой же ситуации, вдохновится его образом и примером, и ему легче это преодолеть.
Еще один момент – для того, чтобы в преодолении, в какой-то ситуации явилась слава Бога. Чтобы люди, которые преодолевают, обращаясь к Богу, молясь, разговаривая с Ним, получали определенное исцеление или же определенные силы для преодоления. И таким образом проявляется то чудо, которого все ищут. Чуда явления Бога в нашей жизни. Когда человек вроде бы столкнулся с колоссальной болью, но при этом, опираясь на того же Бога, он взял и выстоял. И соответственно, для всего этого мира самое яркое свидетельство того, что Бог вообще по сути может тут еще что-то решать.
Видите, сколько объяснений, почему могут существовать в жизни человека страдания. Не только из-за грехов. В основном, когда мы говорим, болезни по грехам или ситуации по грехам, эти ситуации очень легко видно. Допустим, человек заболевает гепатитом вследствие того, что он наркоман. Вот вам, пожалуйста, болезнь по грехам. Бывает, что люди ведут какой-то образ жизни неправильный и из-за этого заболевают, из-за своих каких-то неправильных моментов жизни. То есть тогда можно сказать: да, это болезнь по грехам. Но все остальное, особенно все, что касается болезни детей, то никакие грехи здесь ни в чем не виноваты. Потому что это совершенно по-другому все.
Именно поэтому, когда мы говорим, для чего, открывается очень много причин. И ни одна из них не призвана к тому, чтобы вас сломать или же сделать хуже. Наоборот, человек, по идее, должен стать сильнее. И в этом плане вот такой императив сразу же на преодоление. На самом деле это такая особенность нашего богословия. Просто, к сожалению, как мы с вами говорили ранее, люди цепляются за самое первое, самое простое – «почему это? – по грехам». Все. И начинаем копать грехи, которых у нас много. И мы обязательно что-то найдем. Но при этом мы дальше не идем. А почему? Потому что вот те причины, они требуют труда. Они требуют изменений. Они требуют преодоления. А по грехам – ну что ж, с этим ничего не поделаешь, и сидим такие довольные. Вот вам ситуация о том, что действительно кто слышит. А по факту в нашем богословии есть очень много действительно красивых и глубоких вещей, которые объясняют. Даже не объясняют – это объяснить невозможно, а хотя бы наталкивают нас на совсем другой образ мышления.