Дефектолог
Дефектолог – специалист, который занимается обучением и коррекцией проблем, имеющихся у ребенка. К дефектологу на консультацию направляет врач. Совместно с врачом-неврологом и психологом определяют уровень развития ребенка, соответствие возрасту, уровень эмоциональной сферы, несовпадение по темпу деятельности, оценивают поведение. Любая коррекционная методика подбирается индивидуально. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Одно из направлений работы учителя-дефектолога – терапия глотания. Задача накормить ребенка для многих родителей, прямо скажем, непростая. Если речь о детях с особыми потребностями, то зачастую из задачи она перерастает в проблему. Поскольку запросов на тему кормления поступает немало, в нашем Республиканском клиническом центре паллиативной медицинской помощи детям планируется практиковать подобного рода консультации и практические занятия.
Каждый случай уникальный, однако несколько общих рекомендации все-таки будут полезны для многих.
Прежде всего — подумайте: как вы начинаете кормление? Что для вас важно: быстро, и чтобы был сыт? А какого при этом самому ребенку? Что он чувствует: чувствует ли он вкус пищи или процесс кормления настолько быстрый, что он не может прислушаться к своим ощущениям? Комфортно ли ему? Есть ли у вас какие-то ритуалы настроиться на прием пищи? А даете ли вы познакомиться ребенку с едой? Объясняете ли, что сейчас будет происходить, что он будет есть или пить, даете ли посмотреть на еду, понюхать, прикасаетесь ли к губам, чтобы он сам хотя бы попытался сделать движение губами? Оказывается, все это очень и очень важно.
Первое, важно настроиться на медленный темп. И выжидать реакции ребенка, дать ему самостоятельно проявить реакции. Родители очень торопятся – они по привычке торопятся все делать сами, не учитывая скорость ребенка. Поэтому, правило первое – замедляйтесь.
Второе, на что следует обратить внимание: устойчивая поза (за нее отвечал физический терапевт). Причем правильно усадить ребенка для кормления (кормим всегда в положении сидя) можно и в домашних условиях, используя подручные средства (одеяла, подушки, полотенца и т.д.). Следите за тем, чтобы стопы прикасались к полу. Если ребенок сам не держит голову – ему помогает в этом взрослый. Правильная и устойчивая поза взрослого при этом, соответственно, тоже важна. Можно использовать и подручные средства – к примеру, ребенок может удерживать позу при помощи одной руки, держась за натянутый канат, и второй рукой самостоятельно подносить сосуд с питьем ко рту.
Третье, наблюдайте: что ребенок может делать сам. Может ли держать сам или при вашей поддержке ложку или бутылку (стакан). Необходимо развивать этот навык. Приспособить можно и привычные предметы – из обычного пластикового стакана сделать удобный для питья сосуд, вырезав из него и скруглив углубление.
Четвертое, нужно постепенно делать специальный массаж– приучая полость рта к новым ощущениям, помогая вырабатыванию рефлексов. Эти манипуляции могут помочь в некоторых случаях и научению сглатывания слюны, а также откроют новый спектр ощущений для вашего ребенка (массаж можно делать, используя отвары трав). С какой периодичностью? Тут тоже зависит от ребенка и поставленных целей. Одним достаточно 1 раза в неделю по одному разу, кому-то можно начать с одного раза в день.
Ребенок хочет познавать мир. Ребенок может это делать ежедневно, в том числе и через удовлетворение ежедневных потребностей. А вот среду для этого должны создать мы, взрослые.