Работа с родителями

Психологическая поддержка

Когда в семье тяжело и неизлечимо болеет ребенок, когда силы всей семьи брошены на то, чтобы обеспечить любимого малыша всем необходимым, пожалуй, самое последнее, о чем в эти минуты думают родители – это о своем эмоциональном состоянии. Как поддержать мам и пап в такие сложные для них минуты, ведь психологический настрой самых близких порой существенно влияет на качество жизни паллиативных детей? Одна из задач комплексной работы паллиативных психологов – вернуть радость в ежедневность родителей и ребенка, вопреки всем диагнозам и болезням.

Помощь психологов в обеспечении эффективной коммуникации между родителями и медицинскими специалистами строится на уважении и доверии, поскольку конечная цель одна – повышение качества жизни ребенка.

Поскольку нет единого рецепта и каждая семья выбирает свой способ справиться с трудной жизненной ситуации, то и психологи предоставляют возможность выбрать свою форму взаимодействия: индивидуальная консультация, группа поддержки, сеансы релаксации и музыкальной терапии, мастер-классы… Наш Центр республиканский, поэтому для родителей из регионов и самых дальних уголков Беларуси открыта возможность получения квалифицированной психологической помощи удаленно, используя современные средства связи.

Психологическое консультирование семьи

Одним из направлений работы при психологическом консультировании семьи является составление дневника ребенка «Моя история».

«Сложную информацию, которую я напишу здесь, мне тяжело каждый раз говорить специалистам» – именно эта фраза стала ключевой для того, чтобы перевести и начать использовать дневник наблюдений за ребенком «Моя история». Апробация дневника начата с октября 2018 года в Республиканском центре паллиативной медицинской помощи детям.

Дневник семьи широко используется при работе психологами за рубежом, в частности, дневник семьи —  часть английской правительственной программы Ранней поддержки, направленной на улучшение качества, последовательности предоставления и координации услуг для детей с особыми потребностями и их семей.

При составлении дневника семьи фокус внимания направляется на взаимодействие родственников и специалистов, которые помогают развивать, поддерживать особенного ребенка, ухаживать за ним. Такое партнерство означает, что семьи находятся в центре любых обсуждений или решений, касающихся их ребенка – к ним прислушиваются, их взгляды принимают во внимание, их опыт оценивают профессионалы, взаимодействующие с ними.

Родители заполняют дневник вместе с психологами центра. Раздел «Цели абилитации» помогают заполнять другие специалисты Центра, взаимодействующие с ребенком. Для чего нужна «Моя история»? Прежде всего, чтобы исключить, по возможности, травмирующий пересказ снова и снова тяжелой информации, которая написана простым языком, а не медицинскими терминами, как в официальных документах, и дает представление об эмоциональных переживаниях. Предполагается, что специалисты ознакомятся с этой историей заранее. Для чего предусмотрен специальный раздел «Сложная информация, которую я напишу здесь и которую мне тяжело каждый раз говорить специалистам (о том, как проходили беременность, роды, постановка диагноза, о травмах, несчастных случаях и др.)».

Еще один важный момент. Заполняя файл, родитель сможет более объективно посмотреть на возможности ребенка. Реальный взгляд на ситуацию как бы со стороны – шаг к принятию родителями своего ребенка таким, какой он есть. И более трезво, без завышенных целей или нереалистичных ожиданий видеть потенциал развития ребенка.

При помощи родителей добавлен был лист – режим дня, что оказывается очень важным. А также страница, где можно поделиться позитивным и негативным опытом посещения других центров и общения со специалистами. Предполагается, что дневник будет находиться у родителей, где они станут отмечать новые наблюдения. И упростит постановку целей – отслеживать динамику будет проще. К тому же ведение истории ребенка даст информацию не только специалистам, но и просто помощникам (волонтерам, добровольцам или новым сиделкам) – тем, кто помогает в уходе за ребенком и его социализации.

Очень важно и самому взрослому (родителю, опекуну или родственнику), кто больше всего помогает ребенку, отделять себя от ребенка и находить время для себя – так появились странички для родителей (режим их дня, страничка, где он/а может указать информацию о своем режиме дня, способах восстановления и самопомощи, возможностях обращения за помощью и т.д.). В разработке психологов республиканского паллиативного центра отдельный блокнот для родителя, который будет оформлен как творческий альбом с незаконченными предложениями, рисунками.

Вот как выглядит дневник «Моя история»:

1
2
3
4
5

Группа поддержки для родителей

Одна из наиболее эффективных форм работы по психологической поддержке родителей – работа в группе, поскольку все мы живем в социуме. Это не значит, что мы общаемся здесь исключительно на психологические темы – здесь могут быть предложены разные формы взаимодействия, которые по своей сути вписываются в терапевтический контекст – совместное чаепитие или чайная церемония, мастер-класс по изготовлению кукол и сувениров, проведение сеанса массажа или занятия по бодинамике, просто беседа с интересным творческим человеком.

В нашем Центре мы предлагаем психологическую поддержку родителей как цельную систему при решении ряда задач, которые стоят перед родителями:

  1. снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  2. поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
  3. формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
  4. сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;
  5. работа над супружескими отношениями;
  6. поддержка в проживании горя;
  7. поиск ресурсов для снижения последствий вынужденной социальной изоляции.

Группа на базе дневного отделения Центра действует на постоянной основе – по понедельникам и четвергам.

Индивидуальные консультации и группы поддержки проводят психологи Наталья Раднёнок, Антонина Банько, Ольга Захария