«Взгляд психолога»

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И ПРИНЯТИЕ

Мы задали тот же вопрос, для чего нужна паллиативная помощь, коллегам и попросили порассуждать на тему, что мы можем сделать для семей, воспитывающих детей с неизлечимыми, ограничивающими жизнь заболеваниями, чтобы снизить социальную изоляцию.

Олеся Целуйко, психолог, Центр паллиативной помощи детям города Могилева и Могилевского района

Паллиативная помощь нужна, для того чтобы максимально помочь семье в сложный период. Окружить заботой, вниманием, поделиться с семьей знаниями, о которых зачастую не знают в поликлиниках. Без спешки и суеты вникнуть в проблемы семьи на данном этапе и помочь каждому члену семьи, насколько это возможно.

Паллиативную помощь я вижу только в работе команды специалистов. И обязательно на дому!

В вопросе просвещения я бы сделала больше акцент на детях. Взрослых переделать практически невозможно. Я бы ввела в школах один раз в квартал тематические часы. Возможно, с показом мультфильмов, тематических роликов или с реальной встречей с такой семьей. Реклама на билбордах – тоже хорошая идея. Где будет не призыв: «Дайте денег на лечение», а более реальные просьбы: «Если ты увидишь маму с коляской, в которой сидит большой ребенок, улыбнись ему и помоги перевезти коляску или помоги войти в магазин, придержи дверь». 

Повседневная жизнь семей с неизлечимо больными детьми подобна постоянному уравновешиванию – между жизнью и смертью, надеждой и отчаянием, радостью и печалью, хорошими и плохими днями… Именно понимание и поддержка – вот что нужно этим семьям. Именно паллиативные учреждения помогают и поддерживают в трудные времена.

Ни больница, ни поликлиника не работает с горем и состоянием семьи во время умирания ребенка и после его смерти. Эта непростая задача ложится именно на специалистов паллиативной помощи.

Светлана Ковалева, психолог, Центр паллиативной помощи детям города Могилева и Могилевского района

«Уроки доброты» нужны не только детям в школе и саду, но и их родителям. На родительских собраниях можно иногда поднимать и такие вопросы. Многие наши мамы говорят о том, что «страх» общения с «особыми детьми» больше идет от родителей, которые показывают пример отношения к таким детям. Таким семьям больше нужны участливый взгляд, эмоциональная поддержка и принятие.

Работа детского психолога строится от ребенка. Самое главное, чтобы ему в его состоянии развития и здоровья было как можно комфортнее. Отсюда и строится взаимодействие конкретно с ребенком – стараемся создать благоприятные условия для его развития и психологического комфорта, а также для поддержки его родителей (принятие состояния и болезни ребенка, сохранения своего психологического здоровья и благополучия семьи). Ведь как получается: родители ждут появления здорового ребенка, и у них в голове складывается определенная картина его дальнейшей жизни. А тут все идет не так. Отсюда и депрессии, и распад семьи. Одни начинают усердно заниматься ребенком, а другие прячутся от всех дома. Наша задача – помочь родителям принять ситуацию болезни, ребенка таким, какой он есть, и радоваться тем успехам, которых он достигнет, порой даже очень маленьким. Также проводится работа на сближение всех членов семьи. Это один аспект.

Следующее направление – работа с сотрудниками (здесь и эмоциональное выгорание, и стрессы, и какие-то сложные и напряженные ситуации с родителями, а порой и обесценивание нашего труда руководством). Сотрудничество же в нашем центре ведется только в тесной связи со всеми специалистами.